?

Log in

No account? Create an account
N
Сказки старой Руси. ч.1 
31st-Oct-2017 06:43 pm
2017
Оригинал взят у donbassrus в Сказки старой Руси. ч.1
Художник Роман Папсуев выпустил артбук "Сказки старой Руси" в котором представил свой взгляд на знакомых с детства сказочных персонажей. Книга уже в продаже, так что спрашивайте в магазинах, а я просто запощу немного картинок, для общего представления о проекте и авторские комментарии к персонажам, взятые со страницы автора ВК.
F.A.Q. по проекту Сказки Старой Руси
Думаю, это стоит увидеть даже тем, кого такое творчество обычно не интересует

















Снегурочка и Лиса Патрикеевна (5 лет спустя)
Со Снегурочкой дела обстоят еще хуже, чем с Морозко. Дело в том, что такого персонажа в том виде, как мы привыкли её видеть («сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница») до 1937 года просто не существовало, как и традиционного искусственно-созданного Деда Мороза.
Более того, персонаж как таковой не зафиксирован и в русском народном обряде (в отличие от Мороза, которому давали кисель, чтобы не губил урожай). Зато она присутствует в фольклоре – есть несколько вариантов сказки про слепленную из снега девочку, которая волшебным образом оживает.
Есть и еще одна сказка, в которой девочка фигурирует под именем Снегурушка. И эта сказка очень сильно повлияла на мое решение рисовать героиню именно так, а не иначе, да еще и придумать альтернативную версию сказки про Снегурочку-Снегурушку. Объясню почему.
Если лень читать сказки, я постараюсь на пальцах объяснить их взаимосвязь, однако любопытным читателям дам несколько ссылок.
Ссылка первая – сказка «Снегурочка» (Афанасьев):
http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod134.php
Ссылка вторая – сказка «Снегурушка и лиса», вариант Афанасьева:
http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev17.php
Ссылка третья – сказка «Снегурушка и лиса», вариант Толстого:
http://hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan90.php
Итак. Из первой сказки мы узнаем про Снегурочку, девочке, слепленной из снега, и выросшей белокожей красавицей. Выясняем, что она грустила летом, радовалась дождю и граду, потом с подружками пошла в лес, подружки начали прыгать через костер, а Снегурочка пропала. Игнорируем последний абзац, где рассказчик сказки пытается доказать нам, что Снегурочка умерла, последней прыгнув через костер. Мы считаем этот конец ругательным, и к нашему проекту просим не применять ))


Морозко – это не Дед Мороз. Это даже не Морозко из фильма (потому что там по факту Мороз Иванович, который живет в ледяных покоях и всё такое, частично из сказок, частично из пьесы Одоевского, т.е. такой, собирательный образ). К слову, у Некрасова в «Мороз красный нос» персонаж намного ближе к Морозко из сказок, чем к известному всем Деду Морозу, хотя там он вообще эксплуататор детского труда и платит копейки.
Поэтому понимаю ваш шок, когда под именем «Морозко» на моей картинке вы видите вот это чудо ) Но я, как всегда, могу всё обосновать.
Дело в том, что традиционный благодушный Дед Мороз, который весь новогодний, с ёлкой, внучкой-Снегурочкой, дарит подарки и всё такое – это сугубо искусственное изобретение, в котором намешаны даже не столько славянские, сколько западные традиции. Про их появление в качестве новогодних талисманов можно статьи писать. И некоторые пишут, кстати, поэтому настоятельно рекомендую вам ознакомиться с вот этой статьей, хотя бы. Думаю, вы узнаете много нового (по крайней мере, я вот узнал):
Е.В. Душечкина, «Дед Мороз: этапы большого пути (К 160-летию литературного образа)»: http://magazines.russ.ru/nlo/2001/47/dush-pr.html
Поэтому добродушного седовласого пузана в шубе мы сразу отметаем – это не тот образ, что нам нужен.
Морозко же присутствует в двух вариантах одной и той же сказки под названием «Морозко» (но при этом носит почему-то разные имена, о чем чуть позже). Он никак не связан со Снегурочкой, он сам по себе, и описывается крайне скупо.

Давайте посмотрим сначала, что пишут нам о его внешности и поведении в сказках. Итак, сборник Афанасьева, вариант сказки 1:

http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev55.php

«(...) тут отдай Марфутку за Морозка». Старик вытаращил глаза, разинул рот и перестал хлебать, а девка завыла. «Ну, что тут нюни-то распустила! Ведь жених-то красавец и богач! Мотри-ка, сколько у него добра: все елки, мянды и березы в пуху; житье-то завидное, да и сам он богатырь!»
Тут прямая речь сварливой мачехи, более того, если рассматривать контекст, можно сильно усомниться в ее словах. Однако, этот отрывок дает очень ценную информацию, о которой я упомяну чуть позже.

Фактически Морозко описывается только в одном предложении, да и то – лишь его повадки:

«Вдруг слышит: невдалеке Морозко на елке потрескивает, с елки на елку поскакивает да пощелкивает.»

Негусто, не правда ли? Может быть, во втором варианте сказки будет больше?

Нет. Там он вообще теперь зовется то «трескун-мороз», то «Мороз», то «Мороз красный нос», и щеголяет с таким вот описанием:

«Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос!»

Приехали. Сумасшедший подпрыгивающий извращенец с красным носом пристает к замерзающей девушке.
В общем, я снова закопался в источниках. К сожалению, в серьезных трудах практически ничего не нашел. Но нашел крупицы, которые дали пищу для размышлений. Я сразу выяснил, что основная тенденция у исследователей – рассматривать Морозко и Мороза, как одного персонажа. Что логично, учитывая, что именно этими именами герой называется в сказках.
Например, читаем Вики, статьи про Морозко и про Мороз:
«Фольклорист Владимир Бахтин, напомнив, что Дед Мороз, Мороз Красный нос, Морозко — это один и тот же «владыка холода», называет героя сказки «заступником»; в народном сознании победить и получить награду должен «самый слабый, самый обиженный»[13]. Литературовед Владимир Аникин отмечает, что Морозко — в зависимости от ситуации — может проявить себя и как благожелательный хозяин, и как беспощадный властитель».
«Моро́з (Студенец, Трескунец, Морозко, полес. Зюзя) — персонаж славянского сказочного фольклора и некоторых календарных обрядов; персонификация природной стихии. Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. (...) Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко)».
«Зюзя». Ха-ха-ха. Ладно.
В общем, я решил идти по стопам великих, и совместить Морозко и Мороза в одном персонаже, и постарался собрать всю фактологическую и описательную информацию, до которой мог дотянуться. Далее еще немного цитат, чтобы была понятна логика.
Две характерные пословицы:
«Мороз и железо рвёт и на лету птицу бьёт».
«Мороз невелик, да стоять не велит».
Невысокого роста, но больших способностей персонаж.
«В восточнославянской мифологии Мороз - существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызвать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей: "Погоди, Мороз идет, он тебя...". Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка) (Иванов, Топоров 1995: 267)».
Предок, дед, мертвяк, в общем-то, существо потустороннее.
В «Мифах народов мира» тоже есть вполне подробное описание: «У восточных славян представлен сказочный образ деда Мороза — богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с «калить»); сходные представления отражены в чешских и сербскохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ М. (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом М., живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему. В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно».
В целом получаем тут все, что было указано выше: мелкий дед-богатырь-кузнец, крутые абилки, бегает туда-сюда. Однако тут я встретил интересный анализ, вполне сочетающийся с текстом сказок:
«Литературовед Елена Коровина, характеризуя героя сказки «Морозко», воспроизводит присказку из наследия Владимира Даля о том, что «Морозко скачет по ельничкам, по берёзничкам, по сухим берегам». Лёгкость и игривость «повелителя зимы» позволяют говорить о том, что персонаж относится к числу «молодых божеств», готовым любезничать «с девицами, попавшими в его лес»
Отмечаем: «молодое божество», игривое и легкомысленное.
Тут имеется в виду не столько внешность, конечно, сколько нрав и принадлежность к низшей мифологии. Низшая мифология, однако, вовсе не подразумевает, что герой слаб. Точно так же, как слово «старик» вовсе не означает 80-ти летнего. Вы же помните, что в те времена глубокими старцами считали 40-летних, да?
Кстати, вернемся еще и к тому, что я говорил выше об отрывке, в котором словами мачехи описывается наш герой: «(...) жених-то красавец и богач! (...) сколько у него добра: (...) житье-то завидное, да и сам он богатырь!»
Теперь поговорим о реакции отца и Марфуши на приказ мачехи везти замуж за Морозко – старик-отец офигел, Марфуша в рёв. Потом снова читаем отрывок, про то, как Морозко прыгает с ёлки на ёлку. Ёлка вообще как-то часто упоминается, применительно к этому персонажу. С чего бы это, да?
Читаем: «Ель - дерево, используемое в похоронных и поминальных ритуалах, а также известное в качестве обрядового деревца. Относящиеся к Ели мифологические представления и обряды получили развитие преимущественно у восточных и западных славян. (...) В верованиях восточных славян Ель имеет отношение также и к области народной демонологии. (...) У западных, в меньшей степени у восточных славян ветви Ели как вечно зеленого растения, гирлянды из нее и еловые венки — одно из самых распространенных украшений могилы. Срубленную Ель (а также кипарис, сосну можжевельник), часто украшенную цветами или лентами, могли устанавливать или реже — сажать на могиле парня или девушки, умерших до брака».
Ну, во-первых, попробуйте теперь посмотреть на новогоднюю ёлку по-новому, осознайте, ЧТО именно вы, по мнению наших предков, ставите себе каждый новый год в доме. Во-вторых, это частое упоминание ели, применительно к Морозко, подтверждает теорию о том, что он мертвяк, предок, дед, существо в целом не злое, но потустороннее. В-третьих, теперь, думаю, понятна реакция невесты, которую хотят выдать за мертвяка?
Да и исключительно положительным персонажем Морозко назвать сложно (это в одноименном фильме Морозко дуру-сестру отправляет домой на свинье, а в сказках он тех, кто ему не по нраву просто убивает). Так что шок героев сказки вполне понятен.
Что ж, сжато перечислим всё, что я в итоге собрал, пытаясь определить образ Морозко:
Потусторонний, невысокого роста, чувак с седой бородой, легко и непринужденно прыгающий по ёлкам, как Спайдер-мэн, при этом обладающий недюжинной богатырской силой и крутыми колдовскими навыками. «Владыка холода», и имеет определённые атрибуты кузнеца.
Если сложить эти описания, получается... гном.
Да-да, прочитайте описание еще раз. Это типичный гном, только умеет прыгать по верхушкам деревьев и обладает способностями фрост-мага. Тут нужно ещё пояснить, что в английском языке есть dwarf и есть gnome, это разные сущности, так вот мой Морозко – именно аналог дварфа.
Тем более что это прекрасно подходит под описание его поведения: игривый весельчак неопределенного возраста, с бородой и красным носом, заигрывает с девицами, но крут нравом, когда ему что-то не нравится.
Не передать, какое облегчение я испытал, когда наконец-то понял, кого должен напоминать Морозко ))) По-моему я на него потратил больше времени, чем на кого бы то ни было из текущего списка героев, и основную массу времени я потратил именно на подготовительный этап, т.е. исследование источников, анализ и придумывание «фишек».
Но в итоге я получил основу. И мне осталось только подключить фантазию, допуская всякие вольности, чтобы создать интересного «игрового» персонажа. Поэтому теперь - дополнительные пояснения к самой картинке.
Первое и самое главное – это волшебное существо, к нему законы физики неприменимы в принципе, однако я постарался визуально обосновать те базовые элементы, которые мне показались интересными.
Внешность гнома не предполагает «лёгкости» и не объясняет, как он прыгает с дерева на дерево, поэтому первым делом я изменил традиционное для гномов «грузное» телосложение, сделав его более гибким и стройным (гномы обычно – толстые колобки на ножках... хмммм...).
А потом я решил проблему полетов с ёлки на ёлку, подарив Морозко примитивный вингсьют ))) Чтобы легко и непринужденно прыгал, как белка-летяга. Вингсьют у него, как и у современных парашютистов – комбез. Ремни (нагрудника и поясной) продеваются в специальные вырезы в комбезе, чтобы никак не мешать раскладывающимся крыльям.
Сам Морозко практически невесомый, призрачный, поэтому может спокойно приземляться даже на самые тонкие ветви.
Описание богатыря поддерживается шлемом с магическим ледяным навершием над тульей шлема; наплечниками, которые выращивают магические сосульки; пластинчатой накидкой на груди и грудным же «щитом», который помогает Морозко колдовать.
Сосульки на плечах – это оружие, кстати говоря. Он может их метать – отламывает и кидает во врагов. Ну и, конечно, в арсенале Морозко имеется ледяной магический молот, с помощью которого Морозко и сковывает воду, и атакует-замораживает врагов, и т.п.
Морозко сам по себе волшебное существо, причем магия у него достаточно сильная, не нуждающаяся в усилении. Но дополнительные инструменты упрощают ему жизнь. Например, на поясе у него болтается бутыль. Если присмотритесь, увидите, что внутри бутыли спит существо, которое я называю Снежинка-Соня )) Она – подарок от одного персонажа, о котором я расскажу чуть позже. Соня занимается тем, что производит снег. Если Морозко потрясет бутыль, как снежный шар, Соня просыпается и начинает колдовать, засыпая снегом всё вокруг. Если при этом Морозко дует на бутыль – получается метель. Если сильно дует, да еще и начнет стучать в бутыль молотом, пугая Снежинку-Соню – случается локальный буран. В общем, не такой безобидный предмет, как может показаться.
Да, поскольку Снежинка-Соня существо волшебное, ей в бутылочке комфортно, как в домике, однако изредка Морозко выпускает её погулять, чтобы размяла лапки. Но Соня – соня, поэтому всегда хочет спать. Гуляет неохотно и часто назло несправедливому миру колдует сугробы с человеческий рост. Просто как декламацию своего отношения к прогулкам. И она очень радуется, когда Морозко зовет ее обратно.
Да, на всякий случай, ВСЕ бутыли-флаконы в моем проекте – небьющиеся, из зачарованного стекла. Просто, чтобы вы знали.
Руки Морозко – из льда, он может заморозить человека простым прикосновением. На чёрно-белой картинке это показать, сложно, увы, но в цвете будет понятно. На ногах у Морозко – своего рода лапти-снегоступы с шипами, чтобы крепче цепляться за древесину.
На шлеме – поднимающаяся полумаска без наносника, которую Морозко опускает, идя в бой. Без наносника – чтобы все видели его красный нос.
Из дополнительных особенностей можно выделить, что Морозко фанат киселя, ходит по деревням и собирает «кисельную дань» с простолюдинов, которые таким нехитрым образом задабривают Морозко, чтобы не бил их будущий урожай.
Вот такой у меня получился Морозко.



Серый Волк
Итак, давайте расскажу вам про мой вариант Серого Волка. Традиционно, для начала, вот ссылки на все варианты сказки, где он упоминается:
http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev105.php
http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod53.php
http://hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan57.php
Поскольку речь пойдет о Сером Волке (именно так, с больших букв, поскольку он отдельный персонаж), мы пока оставим за кадром Жар-птицу (которая сама по себе ужасно скучная), Ивана Выславича (ака Иван-царевич) и прочих коней, да девиц. Поговорим о Волке, и разговор в этот раз будет довольно коротким, поскольку взаимосвязей этого персонажа с другими сказками я пока не обнаружил (возможно, потом отыщется что-то).
Итак, прочитав все варианты, я выяснил несколько характерных особенностей персонажа:
- он очень большой,
- умеет разговаривать и понимает язык и людей, и животных, и птиц,
- умён, хитёр,
- обладает определёнными магическими способностями, например оборотничеством и провиденьем.
Тут напрашивается очевидный вывод – это волколак, и, судя по поведению в сказках, исключительно положительный. Однако, я решил, что мы пойдем другим путем, и мотивы моего решения я раскрою в следующих картинках. Скажу лишь, что такого плана персонаж достоин отдельной категории.
И у меня он будет созданием леса.
Т.е. магическое существо, сродни Лесовику, Лешему и т.д. Он никогда не был человеком-колдуном. Он всегда был сверхъестественным волком, со способностью оборачиваться в других существ. И если у волколаков исходная ипостась – человек, то у Серого Волка – волк.



Comments 
31st-Oct-2017 04:50 pm (UTC)
Автор находится под сильным влиянием World of Warcraft. Почти копирует, что не очень хорошо.
31st-Oct-2017 05:27 pm (UTC)
Вот такую бы стилистику, да в эпичную сказку и с уклоном под "Король Артур" от Гая Ричи. Думаю не только в России зашло бы. :)
31st-Oct-2017 05:35 pm (UTC)
RUSSIAN KLYUKVA!
31st-Oct-2017 08:03 pm (UTC)
Совсем чужое. Не
31st-Oct-2017 11:59 pm (UTC)
А мне понравилось. Очень красиво и стильно.
1st-Nov-2017 05:54 pm (UTC)
Типичное натягивание глобально-попкультурной совы на русский глобус.

Edited at 2017-11-01 06:11 pm (UTC)
2nd-Nov-2017 11:30 am (UTC)
Да блин, скрещивать можно и ежа с ужом и чижа с пыжом.
Просто нынешний Blizzard'овский стиль, он,.. мягко говоря - не так хорош, как о нём принято вздыхать.

Поэтому при просмотре может возникать некоторый эстетический дискомфорт. Ы.
2nd-Nov-2017 12:06 pm (UTC)
Тут ничем русским и не пахнет, автор посмотрел бы хотя бы иллюстрации Билибина, Васнецова, Нарбута... напомнило артбук Warcraft III и прочее фэнтезийное говно
This page was loaded Jan 16th 2018, 3:21 pm GMT.