?

Log in

No account? Create an account
N
Греф и убийство образования 
12th-Sep-2019 04:24 pm
Аминь
Уважаемые друзья. Есть некоторые вещи, некоторые области, в которых мои взгляды очень сильно не совпадают со взглядами издательств, с которыми я сотрудничаю. К счастью, это бывает очень редко. Но все же иногда бывает.
В таких случаях, я буду размещать написанное здесь.

Итак...

Греф и убийство образования.

Герман Оскарович Греф намедни опять кощунничал. Он заявил о том, что мечтает убить экзамен, и школьный классический экзамен должен исчезнуть.

Он назвал эти экзамены "катастрофой", которые лишают детей желания учиться. "Из школы дети уже выходят инвалидами, так как настолько привыкают к системе оценивания, что в дальнейшей жизни при ее отсутствии расслабляются и не готовы что-либо делать".
Нисколько не сомневаюсь, что это высказывание станет очередным объектом ненависти защитников нашего лучшего в мире советского теплого лампового образования. При этом в качестве основного аргумента будет использован сам Герман Оскарович: - очкастый брюнет в узких штанах - явно же немецкий иностранный чёрт и стрекулист хочет плохого простому русскому человеку.



Германа Оскаровича крайне легко и эргономично не любить. Этому способствуют и его роль, и его имидж. И говорит черте что, на каком-то тарабарском чужом новоязе, но и так ясно - на святое покушается. На лучшее в мире советское образование. И очки у него как у Троцкого.
Чего ж еще?

Тем не менее - лучшее советское ламповое образование - это классическая русская гимназия сверхусилием распространенная на весь народ с некоторой потерей качества, что было неизбежно, но взявшее свое массовостью.
Герман Оскарович, когда говорит о том, что современная система образования - система 19-го века, казарма для народа - совершенно прав.

Советская школа создавалась в принципиально иных социологических, экономических, демографических и технологических обстоятельствах и решала принципиально иные задачи.

Это были задачи массовой ликвидации безграмотности в условиях быстрорастущего в большинстве крестьянского населения. Это были задачи индустриализации, коллективизации и создания массовой армии - огромных коллективов, которым и предстояло играть на исторической сцене главные роли. Роли революционных классов, роли авторов промышленной революции, индустриализации - и роль освободителя мира от фашизма во второй мировой войне.

Советская школа имела дело с огромными массами и по сути являлась заводом по промышленному производству масс людей.

Когда я это пишу, я не пытаюсь ругать или принижать советскую школу. Это глупо. Оценка советской системе была поставлена историей в тот момент, когда СССР сначала в “войне моторов” доехал на своих моторах до Берлина, а затем запустил сначала первый спутник, потом первого человека в космос и в конце концов создал ядерный щит.

Но дело в том, что невозможно остаться лучшим навсегда, не изменяясь с меняющимися условиями.

Советская школа была настроена на решение конкретных задач в конкретных условиях и эти задачи она решала.

Проблема в том, что условия поменялись.

Во-первых, изменилась демография. Россия совершила демографический переход, несколько геополитических катастроф прошлого наложились на демографическую кривую, и теперь население России уменьшается.
Мы больше не можем себе позволить говорить о массах. Мы не можем бросать людей миллионами в топку модернизации.

Мы не можем позволить себе брак и производство ненужных людей. Мы не можем позволить себе производить людей со знаниями, но без навыков - их некому будет обучать - школу, техникум, ВУЗ - должен покидать не полуфабрикат, который будут допиливать напильником старшие товарищи на месте (у него просто может не оказаться этих товарищей так как его сфера деятельности может быть уникальной), а полностью готовый действовать специалист с полным набором навыков позволяющим реализовывать знания.

Новая школа должна быть ориентирована не на массу, а на каждого ученика. Учеников слишком мало. Они слишком ценны. Мы не можем позволить себе потерять, не дать максимально раскрыться даже одному. Отсюда, из этого условия вытекает неизбежное внедрение технологии индивидуальных образовательных треков.

Второе важное условие - изменение рынка труда. В современном мире резко сокращается жизнь профессий. Срок жизни профессий может быть значительно меньше, чем срок трудовой жизни человека. Это означает постоянное переобучение, то есть постоянное образование человека в течение всей жизни.

Создать же систему, которая способна выполнять эти невероятно сложные и разнообразные задачи невозможно без постоянного исследования этой системы, исследования образовательных возможностей, что принуждает создавать эту систему поливариативной - с разными методиками, разными учебниками, разными программами и разными концепциями.

Монолитная, моновариантная система не сможет выполнять функцию самоисследования, не сможет ни развиваться достаточно быстро ни обнаруживать недостатки достаточно оперативно. Эти система будет огромна, неповоротлива и хрупка - ее уничтожит первый же черный лебедь.
Классический школьный экзамен - в том виде, в каком его привыкли видеть мы - выпускники советской школы - не может выполнять важнейшие функции по самоисследолванию системы. Он не слишком-то хорошо выполняет функцию контроля знаний - в силу пристрастности зачастую превращаясь с сцену в которой один делает вид, что контролирует знания, а второй делает вид что из имеет, и оба связаны обоюдным лицемерием и стремлением избежать невыгодной обоим правды.

Эту функцию могут и должны выполнять мероприятия построенные по образу и подобию ЕГЭ, который так модно стало ненавидеть, и которые могут не только независимо ценить знания учеников, но через них, собирая так называемые “большие данные” оценивать качество и эффективность, программ, учебников, методик и даже отдельных школ и учителей.

Экзамен станет процедурой, не оценки ученика кем-то другим, а преодолением учеником препятствия, решением задачи. Экзамен сам по себе станет частью его прогресса.
Образование станет прозрачным.

Именно поэтому противники образовательных реформ носятся со словом “таинство” как дурачок с ясной пуговкой.

“Таинство” это им потребно для того, чтобы сохранить безграничную практически власть над учащимся, и ни перед кем не отчитываясь, кроме кошелька и знакомых, решать, кто будет включен в российскую элиту, а кто - нет. То есть скрывать за “таинством” свою истинную роль в забивании нашей системы образования дураками из семей номенклатуры.

Наши уважаемые геополитические конкуренты - они же ув. партнеры не без интереса и кажется не без некоторого вмешательства наблюдают за нашими баталиями у образовательной реформы.
То, что одна из сражающихся групп использует для отстаивания своих позиций знакомый нам язык - ностальгические завывания, апелляции к “самому лучшему советскому”, “Гагарин в космос летал и там индивидуального образовательного трека не видел”, а вторая группа незнакомый язык и новые понятия - не должно нас обмануть при выборе своих и чужих.

Группа, которая использует старый язык и даже не может понять, что имеет в виду вторая группа под отказом от школьного экзамена, не понимает этого языка потому, что на деле никогда не изучала новые образовательные технологии. Они им, в отличие о “черта в пенсне” не нужны и не интересны. В отличие от сохранения своей власти.


Эту статью, со всеми ошибками и со всей моей любовью, я хотел бы посвятить своей любимой учительнице русского языка и литературы - Толпегиной Земфире Сальмановне.
Comments 
12th-Sep-2019 01:38 pm (UTC)
Герман Оскарович мельник знатный, одна мельница у него на море, другая на окияне, одна мелет чушь, другая чепуху. Он уже подебил программистов, в результате каковой перемоги пополнение баланса телефона через мобильное приложение Сбербанка занимает минут где-то двадцать, ну да. Если и с экзаменами будет примерно то же самое, то, может, лучше всё же с экзаменами?
12th-Sep-2019 02:02 pm (UTC) - Так для справки.
Греф так победил программистов что открыл бесплатную школу программирования в Москве, и откроет ещё 2 - по одной в Новосибирске и в Казани.

Edited at 2019-09-12 02:03 pm (UTC)
12th-Sep-2019 01:39 pm (UTC)

Сейчас в коменты прибегут гении, получившие самое лучшее в мире советское образование.


Потому  к ним просьба.


Уважаемые, продайте, пожалуйста, пару литров заряженной Чумаком воды.  Или акций МММ.


А то, как жертва ЕГЭ, чувствую себя конченным дебилом без приобщения к этим святым плодам лучшей в мире советской системы образования.

12th-Sep-2019 02:03 pm (UTC)
Вы как не в России живете. У нас на днях запланирован форум "Синергия" с билетами по 12 тысяч. И что-то мне подсказывает: эти билеты покупают не жертвы советского образования, а солидные, успешные люди с кредитными айфонами.
12th-Sep-2019 02:29 pm (UTC)
С точки зрения человека, который находится внутри системы, дело не в ЕГЭ, в конце концов, это лишь инструмент проверки, который, к тому же, весьма усовершенствовался с момента своего введения и уже далеко не тупой набор тестов на 4 варианта ответа.
Падение качества образования ан-масс в первую очередь связано с пресловутой "оптимизацией", заставляющей учителя пахать на полторы-две ставки, чтобы хоть как-то сносно жить на зарплату. И в бюрократизации, когда ежедневно нужно заполнять 100500 разных никому не нужных бумажек, которые, как обычно, должны были быть готовы еще вчера, потому что вышестоящие во всю требуют. Но эти проблемы в рамках существующей социальной системы решены быть не могут.
Вторая причина - растущая информатизация жизни, с логично из этого вытекающим клиповым сознанием, с неумением и нежеланием ученика (а зачастую, и учителя) обрабатывать хоть сколько-то объемные массивы информации, с набившим оскомину "они не читают!".
В этом смысле сторонники советской образовательной системы и правы, и неправы одновременно. Нынешняя очевидно менее эффективна, чем в СССР, но ЕГЭ здесь не сильно играет. Просто три буквы - гораздо понятнее для аудитории, чем длинные рассуждения на неинтересные экономическо-политические темы.
А что касается индивидуальных образовательных треков, то сегодня они возможны только за рамками государственной системы образования.
12th-Sep-2019 03:04 pm (UTC)
Меня настораживает в истории вокруг образования то, что в действительно элитных и офигенно дорогих частных школах США (и Британии), учат как в гимназиях Европы конца 19 века. И без особого индивидуализма.
Что они не знают, что знает Греф?
12th-Sep-2019 05:55 pm (UTC)
А подробнее и конкретнее можно? Назовите эти самые элитные школы, расскажите про их учебные программы, и поделитесь, откуда вы всё это знаете?
12th-Sep-2019 05:15 pm (UTC) - /меланхолично/
Какой прикольный срачь в комментах.

Интересно, в природе существуют какие-то объевтивные критерии изменения качесва образования за последние лет 50? В России конечно.
Мне кажется что нет.
12th-Sep-2019 05:38 pm (UTC)

Срач мужского рода, без мягкого знака.


К разговору про критерии.


Есть международные сравнения, есть международные олимпиады школьников и тд.


Сравнивать 50 лет назад и сейчас.... ну, такое. Речь даже не про любимые школьниками пятидесятилетней выдержки советские учебники информатики, а в целом про изменение смысла образования, о чем, собственно, статья Романа.

12th-Sep-2019 05:16 pm (UTC)
Устный экзамен есть умение произвести впечатление в беседе на заданную тему. Правильно реагировать и достаточно быстро соображать. Очень важное умение.

Что до потенциальной коррупции и суб'ективности устного экзамена - да, это есть.

Что до индивидуальных програм - прежде чем вносить индивидуальность, надо дать основу. в школьном возрасте люди не способны озадачиться выбором, на них большое влияние оказывает среда и родители. Поэтому просто отрежутся те у кого родители не делают правильный выбор.
Что есть прямая дорога к кастовому обществу и таки тем гнилым элитам.

В советских университетах свобода выбора спец.курсов была после 2-го курса, когда начиналась специализация образования и начало собственной научной работы.

Edited at 2019-09-12 05:16 pm (UTC)
12th-Sep-2019 05:36 pm (UTC)
и гнилых элит не было? Горбачевых, Яковлевых, Шеварнадзев?
12th-Sep-2019 07:34 pm (UTC)
Устный экзамен в большинстве случаев субъективен. Если его принимает педагог, который сам до этого год или более читал данному ученику предмет, то это вообще не экзамен. Вот такое таинство. Если экзаменатор и студент не знакомы, то еще есть слабая надежда на некоторую объективность. Так что устные экзамены имеют право на существование, но надо сразу договориться о том, что по факту они не являются проверкой знаний.

Что касается отечественных школ. ЕГЭ сам по себе проблемой не является. Есть другая проблема - все школы Министерство Образования стандартизирует и заваливает бюрократическими отчетами.
12th-Sep-2019 07:54 pm (UTC)
Ну и еще про проблемы образования:

http://www.evening-kazan.ru/articles/professor-kfu-sravnil-minobrnauki-s-pohoronnym-byuro-a-universitety-s-hospisami.html

Я считаю, что минобр отравляет университетскую жизнь бюрократизацией, достигшей сегодня гротескно-чудовищных размеров.

Огромные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджета на развитие высшего образования и науки, тратятся на сопутствующие вещи, а не на главное. Финансируются в основном технические аспекты, связанные с инфраструктурой: ускоренная закупка дорогостоящего оборудования, переустройство/строительство новых корпусов, создание всевозможных сколково, иннополисов и прочих «точек роста».

Помимо этого, значительная часть финансов ушла на псевдонаучные и псевдопедагогические направления, например на бесчисленные переделки учебных программ, чиновничьи требования к которым странным образом меняются каждый год. Вместо того, чтобы заниматься наукой и реальным продумыванием преподаваемых предметов, преподаватель должен бесконечно составлять различные УМК, ФОС, РПД, являющиеся многостраничной, никому не нужной макулатурой. Более того, по договору он должен строго по графику выдавать определенное количество научных статей в год и его должны процитировать не менее энного количество раз.


На Хабре недавно была статья: Российские университеты «накручивают» публикации и проводят псевдоконференции
https://habr.com/ru/news/t/467001/

В 2013 году совет при правительстве по повышению конкурентоспособности ведущих университетов выбрал 15 вузов, которые должны были попытаться попасть в топ-100. Потом к ним добавилось еще шесть. Каждый год федеральный бюджет выделяет этим вузам примерно 10 млрд руб., которые распределяются между участниками решением совета — в зависимости от качества программы развития и достигнутых результатов.

Здесь очевидна прямая связь между качеством накрутки рейтинга и получением денег из бюджета. Для университетов это большие деньги. Например, в 2018 году Томский госуниверситет и МФТИ получили по 800 млн руб. при их общих годовых бюджетах 4,6 млрд и 6,6 млрд руб. соответственно. На иллюстрации ниже доля субсидии «5-100» в доходах вузов выделена красным цветом.

Чтобы войти хотя бы в топ-1000 рейтинга, нужно набрать минимум 1000 публикаций в Scopus. В рейтинге THE на основе Scopus присваивается 30% баллов, в QS — 20% баллов. Поэтому российские вузы начали работать над увеличением количества публикаций.

«После того как запустилась «5–100», вузы начали приходить к нам, просить научить их работать со Scopus», — рассказывает замдиректора научно-технической библиотеки Сибирского отделения (НТБ СО) РАН Денис Косяков.

За годы работы проекта количество российских вузовских публикаций в Scopus выросло более чем втрое — с 19 000 в 2010–2012 гг. до 63 500 в 2014–2016 гг.
13th-Sep-2019 12:42 pm (UTC)
Ну, то такое - международное. Скопусы-хуепусы и прочие хирши. Любимая игрушка бюрократов от науки.

Не знаю как физики и химимки, но биологи в застое в науке в РФ, в основном - потому что не знают что предложить, а государство не знает что с них спросить.
12th-Sep-2019 09:16 pm (UTC)
Роман, если ты утвержаешь, что Греф имеет ввиду не полную отмену итоговой проверки полученных знаний, а просто замену личностной на тесты (ЕГЭ), то это одно, я абсолютно ЗА, вопросов НЕТ!

но, если Греф имеет ввиду полную отмену проверки знаний для Быдла (ну зачем Быдлу лишнии знания?), то я таки против!
и тут возникает куча вопросов:
- какая демография, Роман?
сейчас экономика в России будет все более и более цифровой, старички смогут работать спокойно..
- какие быстроменяющиеся профессии?
именно базовое (классическое) образование есть фундамент, на котором ты можешь спокойно переобучить человека
на любую средне-кваллифицированную профессию кладовщика\оператора чего-то\диспетчера\ и т.д.
а вот уникальные учебники, так их нет в природе!..
я по образованию инженер-технолог, так вот это уникальная Советская специальноть,
потому-что "Технология машиностроения" это чисто совковый предмет, тк. у буржуев технологии это коммерческая тайна!

И еще, если Греф имеет ввиду разделение быдла и не быдла, то он просто мудак...

а ты, Роман, подозреваю таки читал :), как и я в детстве "Профессия" (повесть Айзека Азимова)
Основная мысль, я таки думаю не возможно, потому-что "без труда, не выловишь рыбку из пруда"
кваллификация есть результат труда учебы и опыта, никакими технологиями их не запихнуть в мозг!
поэтому классическое образование, это горн в котором долбят детей, и на протяжении долбежки,
некоторые из них становятся алмазами!
те. без экзаменов никак, иначе не будет алмазов!
PS: кто не читал повесть, тут кратко о чем:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_(%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%90%D0%B9%D0%B7%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0)


Edited at 2019-09-12 09:26 pm (UTC)
14th-Sep-2019 09:45 am (UTC)
согласен на счет классики
Университетский уровень дать и дальше пусть квалифицируется в чем нибудь
13th-Sep-2019 12:33 am (UTC)
Сорок человек могут привести коня на водопой, но даже триста человек, не заставят его пить.

Не так давно был у меня диалог с одной мадам, которая стенала о том, что вынуждена работать чуть не сутками для того, чтобы оплатить репетитора по математике своему ребёнку. На мой вопрос почему же она сама не объяснит ребёнку математику, она отвечала, что ей некогда, потому что она работает, чтобы оплатить репетитора.

В принципе Греф прав. Экзамен по своей сути является способом контроля знаний. Если грядёт цифровизация, то контроль этот становится ненавязчивым, но постоянным, что даст возможность корректировать пробелы сразу, не доводя до того, что требуется репетитор.

Есть и риски, конечно, но где их нет?
14th-Sep-2019 09:42 am (UTC)
Бестолковы все эти технологии обучения. Особенно в меняющемся мире
Чем больше мусором забьешь голову, тем меньше останется места для обучения новым знаниям
то есть чем чаще смена работы, тем ниже квалификация
15th-Sep-2019 12:44 am (UTC)
Ключевая проблема образования это восприятие информации учеником. Проблема в том, что биология и биохимия человека, в части его высшей нервной деятельности, заточена на копировании чужого успешного опыта и игнорирования неуспешного.

Если учитель - омега, которого все опускают и презирают, от учеников и девочек-методистов, то передача знаний от него ученику невозможна. Даже, если ученик умом понимает, что английский язык, преподаваемый омегой ему очень пригодится в жизни, на пути знаний есть инстинктивно-химические барьеры, исключающие запоминание новой информации. "В одно ухо влетает, в другое - вылетает".

В традиционной школе, изобретенной еще в средневековье, эта проблема решалась розгой.
"..Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?.."
Тот, кто наказывает всех остальных, сразу становится албфой, все хотят быть альфой, альфа успешен, поэтому информация от альфы записывается сразу в долговременную память.
Но в советской школе телесные наказания отменили, переложив их на родителей.
Их заменили на другие виды наказаний, т.н. рефлекторные, которые оказались не менее эффективными. Некие ритуальные действия или ритуальные слова были объявлены наказаниями, и учитель наказывал учеников этими ритуалами, не причинявшим боли и физических страданий. Но при этом он все равно наказывал, и оставался альфой.
Похожая система была принята в Европе. Там учитель имеет право наказывать родителей. Считается, что всеобщее образование это обязанность, за неисполнение которой положено административное наказание - сутки общественно-полезных работ.
(сутки это 8 часов работы) За неудовлетворительное поведение или неудовлетворительную успеваемость, за периодические опоздания, учитель имеет право наложить на родителя штраф в виде 8 часов принудительных работ по благоустройству школы. И любой родитель, даже если он Председатель Правления швейцарского банка, явиться в школу, и 8 часов будет трудиться на уборке территории и мытье туалетов. Авторитет учителя, наказывающего родителей, улетает в космос. Особенно, после вечерней беседы родителей с учеником.

Есть и другие воздействия на инстинкты ребенка, позволяющие передать ему знания. Наприме, инстинкт познания неведомого, инстинкт первооткрывателя. Когда-то давно, когда человек еще бегал с хвостом, кто-то из стаи должен был зайти первым в пещеру, что бы убедиться, что там нет саблезубого тигра. Природа позаботилась, что бы добровольцев было много. Вошедший в пещеру получал дофаминовую конфетку, укол эндогенного наркотика в мозг. Точно так же награждался тот, кто первым попробует незнакомые ягоды или новый способ охоты.
This page was loaded Nov 19th 2019, 1:22 am GMT.