
Сначала про цирк.
У вас бывало когда-нибудь, чтобы ваш ежедневный рабочий маршрут проходил мимо унылого, всем надоевшего цирка? С клоунами-пенсионерами в маразме, которые ругаются с залом, кидаются в зрителей огрызками, ноют как зубная боль? На их представление приходит публика — точь-в-точь как эти клоуны, но без грима. И вот в полупустом зале, в тишине, в которой слышно кряхтение несчастных артистов и рыгание зрителей, происходит что-то смертельно унылое…
Вы идете мимо и ждете, что все будет как всегда, и даже как будто слышите жужжание навозной мухи. Вы организмом чуете приближение к привычному месту смертной тоски и… не верите глазам: толпа, крики, завывания сирен! Хинштейн с милицией приехал, кто-то бьется в припадке, кого-то уносят, вокруг наблевано, строят виселицу…
Вы заглядываете внутрь, а там еле скрипевшие вчера старперы с красными носами в полосатых шароварах сношают друг друга толерантным образом, прыгая с вышки и крутя сальто. С залихватским хеканием и эге-геем.
Бывало у вас такое?
А у меня бывало.
Откуда взялся Большой террор. Роман Носиков о контрпартизанской борьбе на «Радио Свобода»