roman_n (roman_n) wrote,
roman_n
roman_n

"России было бы неплохо примерить историческую вину на себя. Здесь можно было бы использовать колониальную тему и выплатить компенсации гражданам Таджикистана, пострадавшим во время Гражданской войны, когда Объединенная таджикская оппозиция воевала с официальными силами, получавшими прямую военную поддержку России (в том числе, при помощи 201-й военной базы). Хотя лучше, наверное, было бы признать свою вину во многочисленных и совершенно неприемлемых преступлениях во время Чеченских войн: вспомним, что фильтрационные и накопительные пункты мало чем отличались от концентрационных лагерей, а самые смелые пытки иногда не уступали таковым в Аушвице, Дахау и Берген-Бельзене. Однако в случае с Чечней складывается несколько комическая ситуация: компенсация отправляется в бюджет Чеченской Республики с изрядным постоянством, но открытого признания вины нет (тут свою роль, конечно, играют архаические представления о мужественности). С третьей стороны, можно обратиться к более давнему опыту сталинского государства, и такие попытки делались, например, Дмитрием Медведевым, который наконец-то признал в 2010 году, что расстрел поляков около Катыни был инициирован Сталиным и его приспешниками. Однако пока что все это — дело отдаленного будущего; на данный момент Россия так и остается неготовой к морализму, поэтому «историческая вина» попадает в корзину вместе с другими техниками Запада. Как известно, всячески поощряемое, культивируемое презрение к немного лицемерной морали Запада, да и вообще попытки противопоставить себя этому сконструированному Западу, были блестяще описаны Фридрихом Ницше. Приведем объемную цитату: «Этот поворот оценивающего взгляда — это необходимое обращение вовне, вместо обращения к самому себе — как раз и принадлежит к ressentiment: мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем и внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком, во внешних раздражениях, чтобы вообще действовать, — ее акция в корне является реакцией. Обратное явление имеет место при аристократическом способе оценки: последний действует и произрастает спонтанно, он ищет своей противоположности лишь для того, чтобы с большей благодарностью, с большим ликованием утверждать самое себя, — его негативное понятие “низкий”, “пошлый”, “плохой” есть лишь последовый блеклый контрастный образ по отношению к его положительному, насквозь пропитанному жизнью и страстью основному понятию: “Мы преимущественные, мы добрые, мы прекрасные, мы счастливые!” Если аристократический способ оценки ошибается и грешит против реальности, то только в той сфере, которая недостаточно ему известна и знакомства с которой он чопорно чурается».

Итак, историческая вина не только звучит поминальным колоколом — она помогает преодолеть классический ресентимент. Кто-нибудь непременно увидит оскорбление в радости, сочувствии и доброте, стоящих на костях, но для начала надо хотя бы увидеть под собой кости.
http://gefter.ru/archive/18613
Жалость на пути к свободе - Михаил Гефтер"


Перевод: Порабощайся раб, а то ты какой-то неправильный раб.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments